Фрагмент для ознакомления
2
Так, статья 7 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя определяет: "Россия - социальное государство, и ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1). В России охраняются труд и здоровье людей, гарантируется минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии государственных пенсий, пособий и других видов социальной защиты (часть 2).
Пункт 1 ст.1 ФЗ № 166-ФЗ состоит из нескольких норм, касающихся государственного пенсионного обеспечения.
Во-первых, это общая норма, предусматривающая, что пенсии такого рода назначаются и выплачиваются в соответствии с ФЗ № 166-ФЗ. Однако если выплата пенсий отдельным категориям граждан не предусмотрена ФЗ № 166-ФЗ, то она производится в соответствии с иным законодательством. Так, пенсионное обеспечение членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ регламентируется Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ. В то же время ФЗ № 166-ФЗ в развитие законодательства содержит нормы, регулирующие государственные пенсионные выплаты отдельным категориям граждан, которые ранее регулировались другими законами. Так, пенсионные выплаты космонавтам ранее осуществлялись в соответствии с Положением о пенсионных выплатах космонавтам в РФ, утвержденным Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 17 мая 1993 г. № 455. В настоящее время Положение предусматривает только порядок определения периода работы, засчитываемого в стаж при назначении пенсии за выслугу лет.
Во-вторых, ФЗ № 166-ФЗ предусматривает, что изменение условий и норм назначения и выплаты государственных пенсий может осуществляться только путем внесения в них изменений и дополнений. Данная норма является общепринятой и включена во все действующие и вновь принимаемые федеральные законы по всем направлениям нормотворчества, в том числе и в Закон о пенсионном обеспечении граждан РФ. Норма является необходимой и обоснованной, предотвращает юридические ошибки при применении закона и накопление законодательных и нормативных актов, упрощает и систематизирует нормотворчество. В период действия ФЗ № 166-ФЗ в него неоднократно вносились изменения. Пункт 2 ст.1 ФЗ № 166-ФЗ устанавливает верховенство международных договоров в правоотношениях, возникающих при осуществлении пенсионных выплат, в том числе при переводе государственных пенсий. Данная норма является конституционной, включена во все принятые и действующие федеральные законы во всех отраслях правовой системы и основана на положениях ч.4 ст.15 Конституции РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Понятие международного договора определено в ФЗ от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ, который гласит, что международным договором РФ является международный договор, заключенный Российской Федерацией с иностранным государством (государствами), международной организацией или иным субъектом, имеющим право на заключение международного договора, если такой договор содержится в одном документе документами, регулируемыми международным правом, независимо от того, содержатся ли они в одном документе или в нескольких взаимосвязанных документах. Пенсионные нормы отражены в ряде международных договоров.
Некоторые из наиболее важных из них перечислены ниже.
Статья 22 Всеобщей декларации прав человека гласит: "Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на пользование экономическими правами, необходимыми для поддержания его достоинства и свободного развития его личности". Кроме того, ст.25 этого документа гласит, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включая пищу, одежду, жилище, медицинское обслуживание и необходимые социальные услуги, а также право на обеспечение в случае, если он не может зарабатывать себе на жизнь по не зависящим от него обстоятельствам, таким как безработица, болезнь, инвалидность, вдовство или старость. четко прописаны.
Важное значение имеют международные договоры РФ с бывшими республиками СССР (ныне независимыми государствами) и странами СНГ по вопросам пенсионного обеспечения: Соглашение от 13 марта 1992 года устанавливает, что граждане и члены их семей государств - участников настоящего Соглашения предусматривается, что пенсионные выплаты производятся по законодательству страны, в которой проживает гражданин.
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера. До распада Советского Союза был заключен ряд международных договоров и соглашений о пенсионном обеспечении и сотрудничестве в области социального обеспечения. Некоторые из них действуют и сегодня, и Российская Федерация, как правопреемница Союза Советских Социалистических Республик, присоединилась к этим соглашениям.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СЗ РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831
Учебники, монографии, научные статьи
3. Адриановская, Т. Л. Право социального обеспечения: социального обслуживания: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Юриспруденция": учебное пособие / Т. Л. Адриановская, С. С. Баева, Н. И. Сапожникова. - Москва : Юнити- Дана : Закон и право, 2020. - 161 с.
4. Арутюнова А.Е., Горлова Е.А. Организационно-правовые особенности функционирования учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне // Экономика и предпринимательство. 2020. № 1 (114). - С.328.
5. Афтахова, А. В. Пенсионное обеспечение : учебное пособие для вузов / А. В. Афтахова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 302 с.
6. Афтахова, А. В. Право социального обеспечения : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Афтахова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 474 с.
7. Бирюков А.А. Технологии и виды оказания социально-правовой помощи населению // Вестник науки. 2020. Т. 2. № 6. - С.237.
8. Глотова, В. Г. Пенсионные системы стран мира: история, принципы построения, современность / В. Г. Глотова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – № 5. – С. 950-963.
9. Гордеева, Н. В. Основные проблемы и перспективы развития пенсионной системы РФ / Н. В. Гордеева, А. Г. Гладковский // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2023. – Т. 33, № 2. – С. 229-235.
10. Какие существуют виды пенсий? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
11. Лазарова, Л. Б. Проблемы развития пенсионной системы российской Федерации / Л. Б. Лазарова, И. П. Баскаева // Управленческий учет. – 2023. – № 7. – С. 244-252.
12. Лубсанова, Ю. Б. Проблемы современной пенсионной системы РФ и предложения по ее совершенствованию / Ю. Б. Лубсанова // Актуальные исследования. – 2023. – № 10(140). – С. 71-78.
13. Обзор: "Объединение ПФР и ФСС в 2023 году" //КонсультантПлюс, 2022. - С.1.
14. Орещенкова Ю.А. Трансформация институтов обязательного пенсионного и социального страхования в России // Социальное и пенсионное право. 2023. № 4. С. 43 - 46.
15. Платыгин, Д. Н. Основы пенсионного законодательства: институт досрочных пенсий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Н. Платыгин, В. Д. Роик. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 395 с.
16. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская [и др.]. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 449 с.
17. Роик, В. Д. Пенсионное страхование и обеспечение : учебное пособие для вузов / В. Д. Роик. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 478 с.
18. Сапунов А.В., Козлов Д.С. Оценка эффективности пенсионной реформы в РФ//Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 58-8. - С. 63- 67.
19. Синдяшкина, Е. Н. Пенсионные системы государств Центральной Азии / Е. Н. Синдяшкина // Россия и новые государства Евразии. – 2023. – № 1(58). – С. 92-108.
20. Спор об обязании назначить (перерассчитать) государственную пенсию по случаю потери кормильца (на основании судебной практики Московского городского суда) // Помощник адвоката: электрон. журн. 2024.
21. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. 480 с.
22. Шермухамедова, Ш. А. Реформирование пенсионной системы в связи с изменением ожидаемой продолжительности жизни / Ш. А. Шермухамедова, М. Х. Кузиева // Интерактивная наука. – 2023. – № 9(85). – С. 86-87.